НАШ ХРАМ – ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ХРАМ СВЯТОГО ДУХА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА.

sunПравославный храм люди посещают по разным причинам: приходят на экскурсию; приходят увидеть немного экзотики; православные верующие приходят помолиться. Есть люди, которые приходят по причинам, известным только им и Господу Богу. Мы рады всем гостям, независимо оттого, что привело их к нам, побудило войти, и этот вход может стать первым шагом на пути к спасению. Церковь помогает нам постепенно раскрывать Истину, осознавать нашу связь с Создателем, чтобы мы становились ближе к Богу. В поисках Истины нам помогает и храм как дом Божий.

 

hram-treesСтроение нашего храма ярко выделяется среди своего окружения. На фоне частного сектора сквозь зелень листвы деревьев просматриваются купола церкви, устремленные в синее небо. Войдя в Свято-Духов Храм мы оказываемся, так сказать, на пороге, в притворе, откуда виден весь храм, мы находимся между миром падшим и иным миром, миром света неземного. Христос приглашает нас оставить греховный мир и войти в Его небесное царство. Но не каждый сразу откликается на это приглашение. Многие предпочитают оставаться на пороге, недоумевая, что потребуется от них в этом новом мире, насколько им придется отказаться от прежнего себя. IMG_2421

PsBP-AВойдя в храм, мы входим в дом Божий и становимся частью этого мира. Обратив взоры кверху, мы видим чудесную по своему происхождению и необычную по композиции икону Богородицы «ПОРТ-АРТУРСКАЯ» (ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ), на которой ногами Богородица попирает мечи, а над её головой ангелы держат корону; выше в облаках восседает Господь Саваоф.  И сегодня миссия этой иконы, которая является покровительницей русского православного воинства, не менее важна, чем сто лет назад — это напоминание о долге перед теми, кто был лишен святыни в свой смертный час.

 

На пути к иконостасу по обе стороны расположены иконы:SVP
— Икона целителя Пантелеймона, того самого, которого просят в своих молитвах избавить от хворобы, от недуга, немощи нас, детей наших, родителей, знакомых, друзей, соседей, родственников дальних и близких, , идут к нему за исцелением. Будет вам по вере вашей — говорил Господь. И дается по вере тем, кто верит. И не дается — по неверию.
KP— Святой блаженной Ксении Петербургской, одной из самых любимых русских святых, верующие вдумчиво относятся к истине взаимодействия небесного и земного мира и уже второй век поминают блаженную Ксению в своих молитвах.
МР— Божией Матери «Скоропослушница», иконы, которая на Руси всегда пользовалась большой любовью и почитанием, Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание — являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.
D.PASTYR— Господа Иисуса Христа «Добрый Пастырь», на которой «Овца, несомая на плечах пастыря, символизирует христианина, находящегося в надежных руках Господа» — зрительное ознаменование той мысли, что Спаситель спасает».
SVNL— Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, к которой обращаются с молитвой о воссоединении семьи, об обретении счастья в личной жизни, о рождении ребенка, просят о здоровье детей.
SvN— Святителя Николая, пожалуй самого любимого на Руси и удивительного святого, его помощь быстра и удивительна — он и строг, и милостив одновременно, внимательно смотрит на простолюдина и на толстосума. Ставит свечку человек у иконы Николы Угодника, сразу, перекрестится и скажет: «Радуйся, Николае, великий чудотворче», — а Николай с небес ответит: «И ты не горюй, раб Божий. Прославляй Господа Вседержителя и словом, и делом»
SvGP— Святого великомученика Георгия Победоносца, покровителя земледельцев, животноводов и всех военных, тех кто несет действительную воинскую службу, находится в запасе или уже ушел на заслуженный отдых, отдав воинскому делу годы жизни. Вместе с ними молитва перед иконой защитит и их семьи. Также перед иконой святого Георгия Победоносца молятся о новобранцах срочной службы, о том, чтобы служба была удачной и молодого воина миновали возможные превратности, которые могут происходить в период исполнения им воинского долга.
SvSR— Святого преподобного Сергия Радонежского – образца смирения, молитвы которому защитят Вас от любых жизненных проблем и помогают в обретении смирения и укрощении гордыни – и своей, и чьей-либо – так как гордыня известна как зло, от которого происходят многие неприятности в жизни нашей и окружающих.
SvDS— Святого великомученика Димитрия Солунского, особо почитаемого у русских и других славянских народов, молитвы которому помогут защитить ваш дом от любого зла. Он станет неприступной крепостью для недоброжелателей и стихийных бедствий. Вы и ваши близкие обретете уверенность и избавитесь от беспокойства за будущее. Икона помогает тем, чья профессия связана с военным делом. Его образ олицетворяет любовь святых к отечеству.
AN— Святого благоверного князя Александра Невского — защитника от видимых и невидимых врагов, икона помогает тем, чья профессия связана с военным делом, сберегая от любого зла, помогая сохранить здоровье, обрести долголетие и мир в душе. 
В молитве человек обретает силу духа, помогающую ему преодолеть тяжелые недуги, пережить скорбь.

 
IMG_2413В храме имеется еще канунник. так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения. Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

 IMG_2407
Святая святых, алтарь отгорожен высоким иконостасом. Это служит нам напоминанием о том, что мы воздвигли преграды между собой и Господом. На протяжении всей истории мы поступали не по Его заповеди, и своими прегрешениями мы осквернили Его образ. Предаваясь все чаще рационализму, принимая лишь то, что может быть научно измерено, испытано и определено, нам все труднее принять иррациональность основ нашей веры: Господь воплощается в человека, с тем, чтобы пострадать и умереть за грехи человечества, воскреснуть в третий день, с тем, чтобы человек мог воскреснуть вместе с ним. Все это противоречит рассудку. Наш интеллект может стать преградой вере, может помешать принять истину православной веры. Но хотя иконостас и изображает эту преграду, в то же время, он учит нас как ее преодолеть.

ikonostas

 
На верху иконостаса – животворящий Крест. Если бы Господь не умер на кресте, ничего из того, с чем мы знакомимся, не имело бы смысла. Под крестом, в центре, икона Святой Троицы – удивительное создание человеческого духа. Христианское учение говорит: Бог един в трех лицах; Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца и пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им. Расположение трех Лиц на иконе теснейшим образом связано и соответствует порядку, которым проникнут всякий богослужебный возглас, всякое обращение и исповедание Святой Троицы. Это та же последовательность, которая определяет расположение членов Символа Веры, тот порядок, который заключен в словах молитвы Господней: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя». Самое расположение и основное очертание изображений глубочайшим и сокровенным образом сопряжено с порядком храмовой молитвы и с внутренним молитвенным движением. Самые очертания трех сидящих Ангелов, несущих жезлы и благословляющих трапезу, теснейшим образом сопряжены со всеми троекратными образами и со всеми богослужебными обращениями к поклоняемому в Троице Единому Богу.

 2004Под иконой Святой Троицы расположен, так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Успение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Крещение Господне (Богоявление), Рождество Христово, и Воздвижение Креста Господня.

 
Обратим наши взоры на нижний ряд иконостаса и мы заметим, что, крайний образ справа — это «храмовая икона» Сошествие Святого Духа. Она символизирует праздник в честь которого освящена церковь. Крайний образ слева — икона Святого Николая Чудотворца. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, над которыми находится икона «Тайная вечеря» — символ таинства Евхаристии. Царскими вратами они называются потому, что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил, охраняющие врата рая. Здесь нам напоминается, что по причине нашего непослушания мы вынуждены жить в падшем мире.

 
Царские Врата символизируют врата Рая. Изнутри Царских Врат привешена завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

 
Возвышенность и величие алтаря подчеркивается его приподнятостью над базовым уровнем, на котором находится основное помещение храма, где и собираются прихожане. Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это возвышение перед иконостасом называется солея (что значит возвышение).

 
Середина солеи, против царских врат, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне произносятся ектении и читается Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие. С амвона священник произносит проповедь. По краям солеи, около стен храма, устроены клиросы для чтецов и певчих. У клиросов стоят хоругви, т.е. иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен, они напоминают нам о победе Иисуса Христа над смертью и диаволом и о о том, что христианская жизнь являет собой борьбу во имя нашего спасения.. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

 
По мере того, как мы познаем Божье домостроительство, мы начинаем видеть все в другом свете. Мы осознаем себя частью семьи, члены которой самые разные люди, наделенные разными талантами, и у каждого свой путь к Богу. К сожалению, наших слов недостаточно, чтобы описать все то, чему учит нас святой храм. Мы просто приглашаем, повторяя слова многих, кто хочет разделить радость Воскресения: «Приходите и увидите!» flower

Продолжение в следующем выпуске

(48)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *