Храмовая икона


В убранстве православного храма особое место занимает Храмовая икона. Духовный образ нашего Храма отражает икона Сошествия Святого Духа на апостолов. Икона сошествия Святого Духа на апостолов — изображение многогранное. Во-первых, это образ исторического события, описанного в книге Деяний апостолов. Во-вторых, это образ земной церкви. В-третьих, этот образ запечатлевает цель земной церкви, ее ожидание нового пришествия Христа в конце времени.

 

В основе сюжета иконы Сошествия Святого Духа лежит рассказ книги Деяний святых апостолов, из которого мы знаем, что в день Пятидесятницы апостолы собрались вместе в сионской горнице. В третий час дня с неба произошел шум, как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где находились апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках, и таким образом получили возможность проповедовать веру Христову по всему миру. С тех давних пор это чудесное событие принято отмечать как день рождения Церкви и день установления Таинства Священства.

 

В Свято-Духовском храме образ Сошествия Святого Духа на апостолов представлен тремя иконами: надвратной, аналойной и иконостасной, которые выполнены в самом распространенном варианте — литургическом. На иконах изображен триклиний (трапезная), где полукругом сидят апостолы, учителя церкви, в руках у них книги и свитки, они оживленно беседуют. С неба на апостолов опускаются лучи света. Посредине между апостолами имеется место для еще одного участника. Во главе собрания должен будет воссесть Христос, вновь придя к людям в лице Своего Духа, чтобы теперь остаться с ними навсегда. Вот Бог в лице Духа осеняющий церковь и руководящий ей. В центре триклиния арка, внутри которой темное пространство (это тьма отражает состояние мира до того, как апостолы пошли просвещать его светом Христовым). В темном пространстве помещается фигура царя, заменившая собой изображение толп народа (фигура царя — как его правителя), бывшими свидетелями сошествия Святого Духа и ждущими света Евангелия, о чем сказано во второй главе книги Деяний. В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков — они символизируют апостольскую проповедь. Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов — это символы их церковного учительства. Все они с нимбами, как удостоенные просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию.

 

Как мы видим, Святой Дух явился на землю в видимом образе с дарами, которые спасают человеческие души. На апостолов и учеников Христовых сошел Святой Дух и произвел на них благодатное действие. С того времени они изменились, стали другими людьми и их любовь к Господу и ко всему человечеству очень сильно возросла. Они посвятили свою жизнь для спасения людей и служению Господу Богу. Святой Дух оживляет все живое на земле. Он придает силы и дарует премудрость. Святой Дух является источником святости, мудрости, благословения, блаженства, обновления, потому как именно Он и есть Жизнь, Разум, Свет, Любовь и Благость. В день Сошествия Святого Духа была открыта тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Все богослужения начинаются с прославления именно Святой Троицы. К Святой Троице обращаются в момент появления человека на свет и в момент его смерти. В тот момент, когда рождается дитя, в Церкви произносятся первые слова – «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во время святого Крещения так же произносятся эти слова. Во время проведения таинства Миропомазания полагается печать дара Святого Духа. Кающемуся человеку во время исповеди, его грехи отпускаются «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Таинство Брака совершается Во имя Святого Духа. И во время погребения человека обращение к Всевышнему Господу Богу заканчивается обращением к Святой Троице.

 

И, начиная с момента Сошествия Святого Духа на апостолов, церковь всю дальнейшую историю людей присутствует в мире, вбирая в себя тех, кого может и преображая жизнь всех других. Церковь дарует надежду на спасение своим членам, она является ядром нашей культуры и духовно вскормила всю христианскую цивилизацию. Волны от церкви, как от брошенного в воду камня, продолжают расходиться по миру и вселяют в нас оптимизм, и пусть еще не реализацию, но образ будущего Царства Божьего. И Владыка Царь изображенный на иконе, с благоговением и трепетом принимает в себя это зерно Небесного мира. Это изменение мира, которым венчается Евангельская история, есть главная тема изображения, это День рождения земной церкви.

SvDuhNadvratnya

Надвратная икона

Надвратная икона кисти мастера белорусской иконописной школы написана и передана храму в 2006 году.

SvDuhAnaloynya1

Аналойная икона

Аналойная икона. Традиционно входящие в храм поклоняются и целуют храмовую икону.

SvDuhIkonostas

Иконостасная икона

Иконостасная икона кисти мастеров Санкт-Петербургской иконописной школы написана и передана храму в 2009 году.

 

Киоты надвратной и аналойной икон, аналой выполнены вручную местным мастером Анатолием. Интересен факт их создания. Благодать этого чудесного образа и молитвенное вдохновение помогали мастеру на одном дыхании оформить икону — изготовить аналой и киот (специальный ящичек со стеклом, который создает щадящий микроклимат и защищает икону от негативного воздействия пыли, влаги, температуры и механических повреждений). Например, на изготовления аналоя Анатолию потребовалась всего одна ночь…

 

Иконе Сошествия Святого Духа на апостолов молятся о прощении грехов, молитва к этому образу помогает обрести людям духовные силы. Перед храмовой иконой молящийся просит о помощи Божией в своей жизни. Храмовая икона приобщает человека к великой православной культуре со всей совокупностью ее традиций – богословских, литургических, иконописных.

 

Один комментарий к “Храмовая икона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *