Сегодня 19.01.2016 г. Святая Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется не менее торжественно, чем Рождество Христово. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января.
В Свято-Духовом храме города Бобруйска протоиерей Александр Лавицкий совершил Божественную литургию. Несмотря на рабочую неделю, отметить двунадесятый праздник пришло много прихожан и гостей города.
По завершении Литургии по заамвонной молитве при пении тропарей «Глас Господень на водах» отец Александр и прихожане храма вышли на улицу, где было совершено великое освящение воды. После трехкратного погружения в воду Честного Креста с пением тропаря праздника Богоявления настоятель окропил святой водой всех молившихся.
По окончании богослужения о.Александр поздравил прихожан с праздником Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, пожелал помощи Божией во всех благих делах.
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный. Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).
Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое. В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.
Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8). И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).
После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель («Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»).
Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).
Есть и недоуменные вопросы в традициях освящения воды, порою носящие языческий характер. Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в Крещенский Сочельник? Абсолютно никакого отличия нет! А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой — дескать, первое освящение воды сильнее. А чем же оно сильнее? Так, мы видим, что люди не прислушиваются к словам молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы. Святая вода абсолютно одинакова в оба дня — и в день Крещения, и в сочельник Крещенский. Что касается двукратного освящения воды, то исторически это объясняется так: накануне Крещения (и вообще «больших» праздников) совершалось крещение оглашенных и для них освящалась вода в честь Праздника Великим освящением; а на сам Праздник крещёные могли уже с «верными» присутствовать на Божественной Литургии и причащаться Святых Тайн. И ещё, нужно отметить, что древняя традиция очень удобна и в наше время, т. к. мы имеем возможность, не толпясь в сам день Праздника, но накануне вечером придти в храм и спокойно набрать святой воды для своей семьи.
ФОТОГРАФИИ ДОСТУПНЫ ПО ССЫЛКЕ
https://www.youtube.com/watch?v=Tf9Ib1AoNJ4
(9)